Эволюция дизайна авто: от паровой телеги
к решению потребностей

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему автомобиль выглядит так, а не иначе. Насколько ярко одни марки отличаются от других. И как просто иногда спутать похожие модели автомобилей разных брендов. У каждого бренда есть узнаваемое «лицо» и эмоциональный посыл. Мы легко отличим модель из 90-х от современного авто, сможем безошибочно выделить в потоке произведение российского автопрома. Попробуем разобраться, с чего всё началось и что из этого вышло.

Надежда Ершова
Арт-директор StickerRide
Сначала был пар
В 1769 году французский военный инженер Никола Жозеф Коньо изобрел «Паровую телегу» – автомобиль-паровоз. Конструкция имела весьма необычную форму и приводилась в движение силой пара. Этот космический агрегат стал прапрадедом современного автомобиля и... паровоза.
100 лет экспериментов
В 19 веке инженеры не особенно заморачиваются над внешним видом авто и берут за основу форму обычной в то время пролётки.
ХХвек жажда скорости
В начале 20 века автомобиль становится быстрее, технологичнее и безопаснее. Он перестаёт напоминать дефективный конный экипаж. Постепенно складывается узнаваемые функциональные формы. Появляются вытянутые спортивные модели с большим моторным отделением и урезанным пассажирским. Автомобили для перевозки пассажиров, наоборот становятся объемными и вместительными. Но кузов автомобиля все еще лишь прикрывает неэстетичные механизмы.
Во-первых, это красиво
В 20-х годах автомобильный рынок постепенно наполняется и у покупателей (о Боги!) появляется выбор. Автомобиль остаётся предметом роскоши. И состоятельные покупатели начинают обращать внимание на его внешний вид и предпочитают красивые и дорогие модели более дешевым, но неэстетичным аналогам. Тут на сцену на сцену и выходит понятие автомобильного дизайна!

Самая первая художественно сконструированная (дизайнерская) модель автомобиля La Salle выпущена в 1927 г. концерном General Motors. Успех модели сделал профессию дизайнера популярной и в корне изменил подход к оформлению внешнего вида автомобиля. Теперь кузов не просто прикрывает железо. Автомобиль становится «скульптурой на колёсах». Форма служит не только законам аэродинамики, но и эстетическому вкусу.
Время легенд
Постепенно автомобили становятся красивее и аэродинамичнее. Технические характеристики уже не ставят условия внешнему виду. Дизайн помогает осваивать новые и удерживать старые рынки сбыта. Он визуально откликается на события в стране и мире. Появляется автомобильная мода. Например, американские автомобили 1959 г. стали символом «аэрокосмического» направления в дизайне.
Дизайн-мышление: от красивой картинки к инновации
Постепенно рынок автомобилей стал насыщаться и людей стало сложно удивить просто красивой картинкой. Дизайнеры сфокусировались на опыте пользователей. Стали не просто удовлетворять визуальные потребности, а пошли по пути решения пользовательских проблем. Появляется дизайн-мышление – метод создания продукта, ориентированного на человека.

В центре дизайн-мышления запрос пользователя, а лишь потом технические и экономические возможности. Пример такого подхода - микроавтомобиль компании Tata Nano.

В Европе микроавтомобили появились еще в 50-е годы прошлого века. Однако автомобили вроде Smart компании Mercedes стоимостью 12 000 долларов недоступны для большей части индийских потребителей. Tata ответила на такое положение разработкой машины, в которой есть все необходимое для пользователей, но цена которой намного ниже. Двухцилиндровый двигатель компактен и легок, более дешев в производстве. Электронная система управления двигателем позволяет проехать 100 километров на 3,5 литра топлива, при этом объемы выхлопов ниже, чем у большинства мотоциклов на индийских дорогах.

Цена автомобиля составляет 2000$ – благодаря этому Nano сможет выйти на рынок, ранее недоступный для производителей автомобилей.